Ремарк «Три товарища». Рецензия некой Лены. Если вы скажите мне, что я ничего не понимаю в литературе, я даже и не собираюсь возражать и оправдываться. Прочитала я этого Ремарка, абсолютно не поняла, как с таким материалом можно было попасть в список всемирно-известных писателей. Первый вопрос, который возник в самом начале и не отпускал меня до самого конца: о чем эта книга? Ответ я так не получила. Но начнем сначала. Итак, герой, а его зовут Роберт, живет в довоенной Германии. Он автомеханик, чинит драные, раздолбанные автомобили, после чего их продает. Заработать удается немного, но на коньяк и проституток хватает. Есть у него два приятеля, с которыми он в доле, в смысле они вместе чинят, вместе продают. В общем, пока ничего интересного, и читатель пока находится в предвкушении, что интересное как раз сейчас и начнет начинаться. Но интересное никак не может пробиться. Во-первых, автор обожает мелочи. Он скрупулезно описывает нам соседей главного героя. Мы, как идиоты, ведемся и читаем все эти описания, думая, что это имеет отношение к сюжету произведения. Позже горько осознаем, что никакого отношения к сюжету соседи не имееют. Мы, опять же как идиоты, внимательно читаем описания подруг-проституток, их неинтересные, бессодержательные разговоры с героем, который только и делает, что хлещет коньяк (слово "коньяк" в начале романа встречается на каждой странице пятикратно). Но с проститутками у героя тоже ничего особенного, кроме пустых разговоров не происходит. Ситуация усугубляется еще и бесконечными описаниями всякой ерунды, например, какие сапожки были на проститутке Розе по прозвищу "Железная кобыла" или нудными историями из жизни торговки пирожками, у которой муж попал под поезд, остался без ног и из-за этого стал педерастом. Почему Ремарк подумал, что нам очень важно все это знать - непонятно. Приятели ( ну эти, три товарища) вожделели продать мерс, но найти покупателя не удавалось. Затем они его нашли. Описание того, как они продавали ему мерседес заняло страниц 20. И ты читаешь, думая, что вот сейчас с этого места все и закрутится, потому что книга тает, а вопрос о чем она остается открытым. Но потом приятели нашли покупателя, который согласен купить мерс за бОльшие деньги, чем тот, кому они его продали. И они бегут к тому, которому они его продали и просят свернуть сделку обратно. За скромную сумму тот, кому они продали мерс, соглашается свернуться.... Короче, такая белиберда. Но особо упорный читатель не сдается, более того, у него просыпается спортивный интерес: так о чем же все-таки книга? Наконец-то друзья знакомятся с Патрицией. Роберту она очень понравилась, жаль, что он целую неделю не мог ее увидеть, так как она заболела. Здесь начинает брезжиться надежда, что наконец-то с героями начнет хотя бы что-нибудь происходить. Но надежды не оправдываются. Нет, роман-то закрутился, но это как бы и все. У влюбленных самые обыкновенные отношения, их никто не достает, никто не замышляет против них никаких интриг, никто не хочет их разлучить, она не изменят ему с его лучшими друзьями, он не шарахается по своим подругам-проституткам за ее спиной, они не ссорятся, их отношения не омрачились внезапной беременностью. Все, что между ними происходит, обыденно и томно. И хочется уснуть. Но вдруг у Пат случается приступ, правда, потом проходит. Потом они гуляют по аллее, катаются на машине, идут в ресторан. В ресторане хлопнули по коньячку, пошло хорошо, решили повторить, затем послушали блюзик и угостились портвешком, потом они возвращаются из ресторана. Пат показалось, что пахнет сиренью, но Роберт ничего не чувствует, он слышит только запах доброй пшеничной водки. Из кустов высовывается садовник с перегаром и объясняет, что сегодня он высадил несколько кустов сирени"дафна индиго". Они еще немного погуляли, и вдруг Патрицию начало знобить. У нее опять случился приступ, и она пролежала в постели целую неделю. (В этот момент особенно ощесточенно хочется придушить героев, а затем и автора.) Дальше идет всякая тягомотина, у Патриции снова приступ. На этот раз гораздо серьезнее предыдущих. Она болеет несколько дней, потом с трудом, но выздоравливает. А потом они едут на природу, Пат считает кукушкины ку-ки и говорит, что хочет жить долго. Вообще-то у читателя уже возникло ощущение, что все эти приступы неспроста, и автор очень медленно и нудно ведет нас к тому, что да, приступы действительно неспроста. Все эти описания течения болезни, бесконечная вереница консультаций с врачами, а главное душевные муки главного героя, который ни за что не хочет потерять любимую - откровенно достают. Начинает уже безумно хотеться, чтоб эта Пат или выздоравливала поскорей или бы умирала, но терпеть эту нудиловку нет сил. В конце концов она действительно умерла, но лично я от этого вздохнула с облегчением, никакой тоски и сожаления в связи с ее смертью я не испытала (не смогла испытать). И теперь самый важный вопрос, который у меня остался - что все в этой книге нашли? Ни тебе хитрозапутанных интриг, ни захватывающих приключений, ни побед над коварными врагами с их подлозаплетенными кознями => ни-че-го. То что книга - дрянь => мое чисто субъективное мнение, я его придерживаюсь, но ни на чем не настаиваю. Как говорится, на вкус да на цвет приятелей нет. Ответ А. Чернеевского. Катя, а Вы, Лена, почитайте Патрика Зюскинда и его достаточно короткую пьесу «Контрабас». Тоже мне было не понятно, что в этом интересного, но все дело в немецком менталитете. Немцы они такие. Они сидят себе и живут себе, пьют пиво, а потом раз и умер кто-нибудь. И история с проститутками, которая достаточно подробно описывается – это тоже новизна некоторая. Видимо до Ремарка никто так подробно и по-немецки педантично об этом не писал. Спасибо тебе за рецензию. Алексей. Ответ Кати. Что до меня, так я не согласна. Ремарка Три товарища я читала. Да, не просто это читать. Да, нет там злодеев, красавиц, которых надо спасать и смелых героев. Вещь не развлекательная. Но то, что это талантливое произведение и литература высшего порядка - факт неоспоримый. Этот роман читать надо, хотя бы потому что там пишется, и очень сильно пишется, о насилии. О насилии над людьми, не столько физического, а в большей степени душевного порядка, о том что делает с человеком насилие, причем ценность данного романа том, что показывается страдание и тех, кто насилию подвергается, и тех, кто его совершает. Нет правых и виноватых. Ремарк пытается понять, как жить дальше, как измениться тем и другим. И ему удается заставить думать об этом читателя. Если конечно читатель вообще хочет и в состоянии думать.